Вокал

Советы вокалисту: как работать над песней

Лениза Сайфулина
Вокал
Советы вокалисту: как работать над песней
Лениза Сайфулина
«Вдохновение — это глазурь, а под вдохновением должна быть математически точно и кропотливо проделанная работа»
Вокал — это не только про «попадать в ноты». Это заранее выстроенная последовательная работа с множеством переменных факторов, влияющих на качество исполнения.

Можно выбрать неподходящую песню, которая не сможет раскрыть весь потенциал вашего голоса. Или достаточно сложную композицию, при исполнении которой в лучшем случае вы получите славу не самого талантливого певца, а в худшем — навредите своему голосовому аппарату.

В этой статье Лениза Сайфулина (певица, преподаватель) последовательно и подробно расскажет про особенности работы над исполняемым материалом: на что обратить внимание при выборе композиции, с чего начинать подготовку, как разучивать кавер-материал и авторские песни. Представленный алгоритм хорошо работает для всех вокалистов, как начинающих, так и профессионалов.
Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры. Руководит вокальными группами, которые сотрудничают с Аллой Пугачевой, группой "Ария", Авраамом Руссо, Вадимом Казаченко, Демисом Руссосом, группой Рикки и Повери, Бони М, Аттаван и многими другими.

Почему работа над песней — это так важно и полезно?

По моему личному наблюдению, даже самые профессиональные вокалисты часто опускают эту историю, думая, что могут себе позволить не работать над песней. Но на самом деле это совсем не так. Готовиться по материалу однозначно нужно всем и всегда, профессионалам в том числе.

Когда мы поем, у нас всегда есть определенный набор гласных и согласных. И как только меняется хоть одна позиция (допустим вместо слога «РА» мы начинаем петь слог «СА»), человеку без вокального опыта может стать достаточно сложно. Если, к примеру, «РА» ему будет петь удобно, то как только там вместо «Р» появляется буква «С», человеку уже тяжело.

Помимо того, что меняются гласные\согласные, еще меняется их длина, интенсивность, и, конечно же, высота. Слог «СА» человек внизу может петь легко, а вверху уже с трудом. Или наоборот.

Любая песня, какую бы ты ни пел — это абсолютно неповторимая комбинация всех перечисленных моментов. Их проработка крайне полезна для вокалиста.

С чего начинается работа над песней?

  1. Выбор песни
Выбор песни, которую пытаешься разучить — это первое, о чём ты должен подумать. Концепция должна быть во всем, и выбор песни — это очень концептуальная история.

Нужно реально оценивать свои вокальные возможности. По неопытности человек может тянуться к тем песням, которые ему совсем не подходят. И если ты по каким-то причинам самостоятельно пока не можешь справиться с конкретной песней, значит, надо попытаться найти хорошего преподавателя, чтобы он скорректировал репертуар и сказал: «Вот на этом тебе учиться стоит, здесь ты будешь выглядеть выигрышно, а это совсем не твоё».

Всегда найдется ниша, в которой человек будет себя чувствовать комфортно. Поэтому с выбора материала и надо начинать.

У любого профессионального вокалиста всегда есть какая-то приоритетная для него зона, в которой ему комфортно и хорошо. Из этих соображений и надо выбирать себе репертуар. Если у тебя, скажем, низкий грубый голос, то не стоит брать теноровые песни, которые поют мальчики с высокими голосами. Для девочек то же самое. Если ты поешь где-то вверху, то нужно брать и репертуар такой, хотя бы тембрально похожий.

В любом случае, если ты боишься, что самостоятельно с песней не справишься, значит надо попробовать обратиться к специалистам, поискать опытных преподавателей.
2. Степень сложности материала
Даже если материал тебе подходит по высоте и прочему, нужно опять-таки реально и объективно оценить свои возможности с точки зрения сложности песни: «Насколько технически трудно/не трудно мне будет спеть песню так, как она есть?».

Если воспринимать песню, как тренинг (а именно так её и надо воспринимать), то нужно двигаться от малого к большому. Не стоит сразу пытаться брать какие-то гипер планки, лучше выучить более простой материал, прощупать себя, как вокалиста, на не самом сложном материале. И потихонечку развиваться и двигаться дальше.
3. Пометки
Текст выбранной песни обязательно надо печатать на листе А4, крупным шрифтом. Если много текста, можно даже на два листа распечатать. Это нужно, чтобы было достаточно свободного места для пометок. Надо придумать удобную систему записи для того, чтобы в процессе пения ты мог корректировать буквы, сложности, места, где нужно вдыхать, а где не нужно. Можно делать и длинные комментарии, но лучше записывать их схематическими условными знаками, понятными тебе: подчеркиваниями, галочками, апострофами.

Итак, песня выбрана, распечатана на листке. Что делать дальше? Безусловно, разучивать!

Сначала нужно очень хорошо выучить текст и запомнить мелодию. Не приблизительно запомнить, а очень хорошо, со всеми деталями! Для начала просто много слушать, в голову вбить метроритмическую структуру. И про себя напевать.

Не нужно слушать каждый раз от начала до конца. Лучше идти малыми дозами. Буквально по паре фраз. Особенно если в песне фразы длинные, дробные, многонотные. Делить-делить-делить на отрезки, которые легко и удобно запомнить и впоследствии повторять. Если материал сложный, с большим количеством мелизмов и украшений, значит, нужно замедлять эти куски, внимательно их расслушивать.

Далее петь под плюс вместе с солистом до тех пор, пока четко не поймешь, что ты уже не отстаешь, не улетаешь никуда по нотам, сидишь крепко.

Тогда уже можно позволить себе петь под минус и начинать делать пометки на волшебном листочке: здесь нужно на эту букву обратить внимание, здесь это не получается, а здесь то.

К сложным фразам надо как бы прирастать неким удобным способом, понять, как их брать, куда посадить. И потихонечку, детально, несколько раз напевать без фонограммы. Если умеешь играть на фортепиано или на гитаре, вообще отлично: берешь аккорд и слушаешь, играешь, пробуешь по фразам.
Конечно, самостоятельная работа подразумевает какой-то опыт, чтобы проанализировать собственное пение и понять, где успешно пройдена какая-то нота или фраза, а где есть сложности, на что нужно обращать особое внимание.
Сколько и как заниматься?
Заниматься нужно до тех пор, пока не устал. Ну, полчасика за один раз, не больше. И в следующий раз, когда ты принимаешься за работу, самое глупое, что можно придумать — начинать с начала. Ни в коем случае! Свежим мозгом, свежими связками, свежим восприятием ты начинаешь ровно с того места, на котором остановился в прошлый раз.

Обязательно делать пометки, потому что как только начинаешь петь в темпе, все твои акценты и моменты, на которые ты должен был обратить внимание, обязательно выпадут, и ты не успеешь это проанализировать.

Потом, когда ты уже все проработал, начинаешь собирать песню строчка за строчкой, часть за частью. Учить отдельными кусками и потом соединять их между собой. Таким образом и выучивается вся песня.

Когда песня полностью впета, когда ты сел на эти ощущения, можно начинать петь песню целиком под музыку. Пока без микрофона.

Важно не включать музыку слишком громко. Надо учиться не бояться собственного голоса, не прятаться за музыку. Научиться петь даже громче, чем фонограмма. Таким образом ты лишний раз перестрахуешь себя от травмы. Огромное количество даже практикующих вокалистов часто боятся своего голосового аппарата. И это очень плохо.
Это замкнутый круг: ты боишься своего голоса — делаешь громче фонограмму. Делаешь громче фонограмму — начинаешь орать. Начинаешь орать — надсаживаешь голос. И далее кровоизлияния, узлы, кисты и прочие вокальные неприятности. Поэтому надо быть очень аккуратным и убить двух зайцев: остаться живым и научиться не бояться контролировать свой собственный голос.

И только на самом последнем этапе мы уже пробуем петь в микрофон.

Обработкой злоупотреблять не нужно вообще никогда. Нужно учиться петь всухую, в чистом виде, не прятаться за всеми этими холлами, реверами, румами и прочим. Нужно научиться слышать и контролировать собственный голос. Тогда будет вокальное счастье.

Особенности разучивания кавер-версий песен

Если, например, ты девочка, а хочешь спеть какую-то мужскую песню (или мальчик хочет спеть хит из женского репертуара), то тут все зависит от степени твоей подготовленности. Если ты с женским диапазоном хочешь петь мужской репертуар, то, конечно, придется песню транспонировать, то есть, переносить её из одной тональности в другую. И сперва надо будет определить, в какой тональности тебе удобно петь.

Если ты с музыкальным образованием и в состоянии перенести тесситуру с женской на мужскую и обратно, тогда будет проще. А если ты в начальном уровне и на самообучении, то придется эту тональность искать в Интернете наобум. Что может быть достаточно сложно.

В начальной стадии, даже если ты понимаешь и ощущаешь какие-то моменты, но у тебя не хватает детальных знаний, лучше не метаться в репертуар другого пола, а выбирать те песни, которые тебе удобно петь, и именно на этом обучаться.

А если по каким-то причинам ну очень нужно будет спеть такую песню, то лучше посоветоваться с профессионалом, какую лучше подобрать тональность. И поискать минус именно в этой тональности. Потому что просто питчить ее в Интернете — дело неблагодарное: при искажениях более чем на полтора тона происходят необратимые процессы, и минус будет звучать крайне неприятно. Понятно, что МП3-фонограмма в принципе любительский формат, но даже для тренинга лучше, чтобы она звучала хорошо.

Особенности разучивания собственных (авторских) песен

Если речь идет не о кавере, не о готовой песне, а о какой-то сольной, авторской песне, которую ты сам написал (или кто-то для тебя), то, по большому счету, работа над песней точно такая же. Только с той разницей, что нужно самому придумать драматургию песни. Самому понять, где сделать громче, где мягче. И тут многое зависит от того, сам ты будешь работать над песней или вместе с ее автором.

Работа с авторскими песнями сложнее, потому что не на что опереться и некого копировать. Но это уже в чистом виде творческая работа. И ты точно так же прирастаешь к мелодии, к тексту, думаешь, какой должна быть эта песня: агрессивной или мягкой, душевной или сексуальной, а может, танцевальной. Ты сам придумываешь концепцию и уже в зависимости от нее выстраиваешь драматургию песни. В остальном сам процесс работы над авторской песней точно такой же.

Когда можно считать, что песня уже готова?

Когда тебе не трудно, когда ты не задумываешься, когда она у тебя всё время получается одинаково хорошо.

Конечно, имеет огромное значение, сколько раз пропета песня. Надо петь, и петь, и петь. Лично у меня, уже достаточно опытного вокалиста, проходит не меньше пары месяцев, пока песня, грубо говоря, «сядет на голос». Поэтому не стоит отчаиваться и расстраиваться, если чудес не происходит и песня не получается сразу же.

Все разговоры про то, что «должна полететь душа», или «я сейчас выпью, заведусь, и как дам!», «главное — это посыл!» — это все риторика, словоблудие и самообман. Ты будешь уверен, что ты прекрасен, как Бог, а в конечном итоге всё это будет достаточно жалко, непрофессионально и некрасиво. Этот путь точно не правильный.
Вокал — абсолютно точная наука. Как танцы, как спорт.

Вдохновение — это глазурь, а под вдохновением должна быть математически точно и кропотливо проделанная работа. Вдумчивая, доведенная до автоматизма. Когда ты становишься человеком-автоматом, тогда ты становишься свободным человеком, тогда ты можешь творить.

Поэтому занимаемся, грызем гранит, доводим всё до автоматизма и потом красиво выходим, подогреваемся вдохновением — и всё будет прекрасно!

Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала





© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией