Звукорежиссура

Звукорежиссер Илья Лукашев отвечает на вопросы

Рубрика «Задай вопрос эксперту»
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Звукорежиссер Илья Лукашев отвечает на вопросы
Рубрика «Задай вопрос эксперту»
Одна из главных задач проекта WaveForum — обеспечить молодым талантам доступ к профессиональным знаниям. Мы стремимся не только выпускать полезные и интересные статьи, но и находить ответы на вопросы, которые волнуют именно вас. Рубрика «Задай вопрос эксперту» в нашем Инстаграм открывает вам двери к знаниям, опыту и вдохновению признанных экспертов музыкальной индустрии.

Сегодня мы публикуем ответы Ильи Лукашева (звукорежиссера и основателя WaveForum) на вопросы наших подписчиков по звукорежиссуре.
Cпасибо всем, кто прислал свои вопросы в сторис и директ!

Илья Лукашев - звукорежиссер, основатель Waveforum.
Lukashev Studio
Вопрос 1:
Стоит ли распаляться на много направлений работы со звуком или лучше делать что-то одно?
Илья Лукашев: Я считаю, что чем шире профессиональный кругозор, тем лучше, однако сфокусироваться рекомендовал бы на чем-то одном. Нельзя допускать ситуации, в которой кто-то из нас говорит, к примеру: «Я занимаюсь только записью, мне без разницы, что там ваш микс-инженер скажет» или «Я свожу только трэп, мне не нужны знания о том, как устроена другая музыка» и т. д. Чем больше мы знаем о смежных направлениях, тем лучше, но лучше выбрать свое и стараться развиться в нем максимально.
Вопрос 2:
Как добиться максимально объемного звучания минимумом инструментов?
И.Л.: Это прозвучит странно, учитывая постановку вопроса, но как раз минимумом инструментов добиться максимального объема легче, нежели когда инструментов много. Ближайшая параллель на мой взгляд — фотография. Чтобы разместить много объектов на снимке, нужно либо как следует поработать над композицией, либо вообще убрать что-то. Так же с музыкой. Чем элементов меньше, тем крупнее и текстурнее может быть каждый из них. А вот прямого совета, какую кнопку нажать, не дам — так не бывает. Постарайтесь подумать над тем, какие сильные и слабые стороны есть у каждого из элементов. Сильные подчеркивайте, слабые скрывайте и отдавайте эти области другим элементам.
Вопрос 3:
Как сводить биг бэнд?
И.Л.: Его нужно сперва хорошо записать. И это самое важное. Шпаргалка в том, как все это звучит акустически. Слушайте живое исполнение, запоминайте характерные черты, переносите «на бумагу».
Вопрос 4:
Как делать монтаж быстро/не закапываться в деталях при монтаже?
И.Л.: Никак. Монтажная работа — это режим «закапывания в деталях». Поэтому важно разделять монтажные и художественные процессы — они требуют разного отношения к холсту, разного видения.
Вопрос 5:
Съезжаю со студии (40кв.м) в квартиру (11,5кв.м) на полгода. Делать ремонт или потерпеть?)
И.Л.: Я бы потерпел с парой хороших наушников и самыми маленькими и высококлассными мониторами из доступных. Можно прихватить несколько панелей на стойках.
Илья Лукашев на WaveForum 2019
Вопрос 6:
Ваши основные плагины в хип-хоп на мастершине?
И.Л.: Мастершина редко зависит от жанра. Разве что в хип-хопе чаще использую клипперы. В остальном — это железные или плагинные

  • Manley Massive Passive
  • Chandler Curve Bender
  • UAD oxford Inflator
  • AA Ivory
  • Rupert Neve Portico master buss processor.

В конце цепи почти всегда живут два Invisible limiter G2, а перед ними DMG Equilibrium. Примерно так, спасибо за вопрос.
Вопрос 7:
Голос вылетает из общего микса, лежит поверх. Что делать?
И.Л.: Внимательно приглядитесь к микродинамике. Убедитесь, что мелкие неинформативные транзиенты и согласные не лезут вперед, микродинамика очень сильно влияет на ощущение «в миксе» / «не в миксе». Также рекомендую убедиться, что спектрально другие элементы микса не «перебивают» вокал.
Вопрос 8:
Возможно ли свести микс на наушниках для прослушивания музыки?
И.Л.: Да, возможно. Но есть такое наблюдение: это получается тем лучше, чем больше опыт работы на хорошем мониторинге. Такой вот казус. То есть, для практикующего специалиста с большим опытом это более чем возможно, а для начинающего — скорее нет.
Вопрос 9:
Где взять референсы хорошего качества, которые сведены, но не отмастерены? Понятия не имею, как звучит хорошо сведенный трек БЕЗ мастеринга.
И.Л.: По большому счету нигде. Ближе всего к немастеренным под цифровые площадки миксам либо виниловые мастера, либо атмос. Но использовать их в качестве референсов почти невозможно. Тем не менее, я рекомендую использовать музыку в максимальном доступном качестве. В моей студии для этого используют Tidal — стриминговый сервис высокого качества. В целом, чем ближе ваши миксы будут звучать к хорошим мастерам, тем лучше, поэтому большого смысла референситься именно на немастеренную музыку не вижу.
Вопрос 10:
Как вы считаете, для аранжировщика достаточно хороших наушников открытого типа или стоит задуматься о приобретении мониторов? Дело в том, что работаю в неподготовленном помещении, к тому же с приобретением мониторов встаёт вопрос шума и соседей.
И.Л.: Необходимо задуматься о мониторах, если вы планируете всерьез заниматься этим. Мониторы — это другой ракурс. Представьте, что вы хотите писать картины, но можете делать это только в десяти сантиметрах от холста, а возможности отойти и посмотреть на полотно целиком у вас нет. Вот это работа в наушниках.
Вопрос 11:
На что стоит обратить внимание при записи вокала/акустической гитары в домашних условиях? Как на этапе записи, так и сведения.
И.Л.: Обратите внимание, что в любой комнате будут точки, в которых и вокал будет звучать ощутимо лучше, чем в других. Начните с того, чтобы послушать свою комнату и найти в ней место для записи. Знаете — как кошки ищут тепло. Тут то же самое.

Касательно записи — если ваша комната «громкая», акустически неподготовленная — рекомендую обратить внимание на динамические или узконаправленные конденсаторные микрофоны.

При записи постарайтесь сделать так, чтобы все лишние источники шума в комнате молчали. Будет обидно записать свой лучший дубль, а потом обнаружить, что на заднем плане «взлетает» ваш любимый лэптоп.

Внимательно отнеситесь к отбору дублей — лучше всего делать это в процессе либо сразу после записи и не откладывать в долгий ящик.
WaveForum открывает вам двери к знаниям, опыту и вдохновению признанных экспертов музыкальной индустрии. Подписывайтесь на наш Инстаграм и следите за новостями, чтобы не пропустить новые полезные рубрики, челленджи и активности.

И, конечно, присылайте нам свои вопросы!

На вопросы подписчиков отвечал Илья Лукашев — звукорежиссер, основатель Waveforum.
Lukashev Studio


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности